Муниципальная программа "Развитие сельского хозяйства в муниципальном образовании Ширинский район на 2012 – 2016 годы"
Приложение
к Постановлению администрации муниципального 
образования Ширинский район «О принятии 
муниципальной Программы «Развитие сельского 
хозяйства в муниципальном образовании
Ширинский район на 2012 - 2016 годы"
от 13.06. 2013г. № 938
МУНИЦИПАЛЬНАЯ ПРОГРАММА
"РАЗВИТИЕ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА В МУНИЦИПАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ ШИРИНСКИЙ РАЙОН НА 2012-2016 ГОДЫ"
ПАСПОРТ
муниципальной программы
"Развитие сельского хозяйства в муниципальном образовании Ширинский район на 2012 – 2016 годы"
| 
 Наименование Программы  | 
 - муниципальная программа "Развитие сельского хозяйства в муниципальном образовании Ширинский район на 2012 - 2016 годы"  | 
| 
 Дата принятия решения о разработке Программы  | 
 - Постановление главы муниципального образования Ширинский район от 03.03.2011 № 325 «О разработке целевых программ, направленных на развитие села и сельского хозяйства»  | 
| 
 Соисполнитель Программы  | 
 - Администрация муниципального образования Ширинский район  | 
| 
 Цели и задачи Программы  | 
 - целями Программы являются: - устойчивое развитие сельского хозяйства на территории муниципального образования Ширинский район; - сохранение и воспроизводство земельных ресурсов, используемых в сельскохозяйственном производстве; - развитие приоритетных подотраслей сельского хозяйства; Для достижения поставленных целей необходимо выполнить следующие задачи: - создание предпосылок для устойчивого развития сельского хозяйства; - улучшение общих условий функционирования сельского хозяйства; - обеспечение ускоренного развития приоритетных подотраслей сельского хозяйства; - повышение финансовой устойчивости сельского хозяйства;  | 
| 
 Сроки реализации Программы  | 
 - 2012 - 2016 годы  | 
| 
 Объемы бюджетных ассигнований Программы  | 
 - объем финансирования Программы в 2012 - 2016 годах за счет средств бюджета муниципального образования Ширинский район 39369,0 тыс.руб. (2012 год - 7829,0тыс. рублей, 2013 год - 7000тыс рублей, 2014год - 7000тыс.рублей, 2015 год - 7000тыс.рублей, 2016 год - 10540,0 тыс.рублей).  | 
| 
 Целевые показатели Программы  | 
 - увеличение объема производства продукции сельского хозяйства на 10% ежегодно - увеличение на 15% доли районных продовольственных товаров в общем объеме продовольственных товаров по муниципальному образованию Ширинский район;  | 
| 
 Управление реализацией Программы и контроль за ходом ее выполнения  | 
 - реализация Программы координируется Управлениемсельского хозяйства и землепользования администрации муниципального образования Ширинский район, готовит доклад о ходе выполнения и результатах реализации Программы  | 
I. Общая характеристика
В целом по стране развитие сельского хозяйства уступает развитию пищевой и перерабатывающей промышленности, использующей импортное сырье, объем поставок которого растет быстрее, чем внутреннее производство.
В муниципальном образовании Ширинский район сельскохозяйственные угодья расположены в зоне рискованного земледелия, в связи, с чем одной из задач является сохранение и воспроизводство земельных ресурсов, используемых в сельскохозяйственном производстве. Большое внимание уделяется применению современных почвозащитных и ресурсосберегающих технологий.
Сельскохозяйственное производство является одним из важных секторов экономики района, после промышленности. В муниципальном образовании Ширинский район действуют 10 сельскохозяйственных предприятий и 25 крестьянско-фермерских хозяйства. 
Сельхозпредприятиями в 2010 году произведено продукции на 320,3 млн. руб. или на 37,2% от общего объема сельхозпродукции. 
Объем продукции сельского хозяйства в хозяйствах всех категорий увеличился на 7,6%. В 2010 году сельхозпредприятиями района произведено продукции животноводства на сумму 187,4 млн. руб., рост составил 37,3% к уровню 2009 года. Значительно увеличено поголовье крупного рогатого скота. По сравнению с 2009 годом оно увеличено на 6,7 % (поголовье коров увеличилось на 7,8 %). Поголовье овец и увеличено на 31,9 %. 
Производство мяса скота и птицы (в живом весе) увеличено на 8,2 % к уровню 2009 года, производство молока увеличилось на 7,7 % . Надой молока на одну корову составил 3647 кг., что на 193 кг выше по сравнению с 2009 годом. 
Сельхозпредприятиями района в 2010 году произведено продукции растениеводства на 88,7 млн. руб., по сравнению с 2009 годом произошло уменьшение на 18,6. В среднем по району урожайность зерновых культур составила 17,5 центнеров с гектара, тогда как в 2009 году составляла 15,1 центнеров с гектара, рост на 13,7%.
Кредиторская задолженность в 2010 году составила 112,8 млн. руб.; прибыль – 114,8 млн. руб. Годовая выручка от реализации продукции в 2010 году составила 320,3 млн. руб. при себестоимости реализуемой продукции 328,9 млн. руб., что привело большинство сельскохозяйственных предприятий к неплатежеспособности по своим обязательствам по кредитам.
По прогнозу в 2011 году рост продукции сельского хозяйства составит 12,7 % к уровню 2010г. Ожидается, что к 2011г. объем продукции сельского хозяйства по сельхозпредприятиям составит 404,2 млн. руб.
В растениеводстве будет продолжена практика стимулирования сельхозпредприятий и крестьянских хозяйств путем субсидирования из бюджета части затрат по увеличению посевных площадей зерновых культур, внедрению современных технологий, приобретению и внесению средств защиты растений и минеральных удобрений.
В перспективе предусматривается увеличение производства сельхозпродукции за счет увеличения продуктивности сельскохозяйственных животных и увеличения заготовки кормов.
Предусмотреть развитие личных подворий, которое способствует включению в товарное производство более широких слоев сельского населения, увеличивает его занятость и материальное благосостояние, а также способствует насыщению рынка качественными и более дешевыми продуктами питания, достаточно сложно.
Увеличению производства продукции и повышению эффективности агропромышленного производства в значительной мере будут способствовать предусмотренные в республике меры по реализации национального проекта «Развитие АПК». 
Основными причинами относительно медленного развития отрасли сельского хозяйства являются:
- низкие темпы структурно-технологической модернизации отрасли, обновления основных производственных фондов и воспроизводства природно-экологического потенциала;
- неблагоприятные общие условия функционирования сельского хозяйства, прежде всего неудовлетворительный уровень развития рыночной инфраструктуры, затрудняющий доступ сельскохозяйственных товаропроизводителей к рынкам финансовых, материально-технических и информационных ресурсов, готовой продукции;
- финансовая неустойчивость отрасли, обусловленная нестабильностью рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, недостаточным притоком частных инвестиций на развитие отрасли, слабым развитием страхования при производстве сельскохозяйственной продукции;
- дефицит квалифицированных кадров, вызванный низким уровнем и качеством жизни в сельской местности.
В этих обстоятельствах создание условий для устойчивого развития сельского хозяйства, ускорения темпов роста объемов сельскохозяйственного производства на основе повышения его конкурентоспособности становится приоритетным направлением аграрной экономической политики муниципального образования Ширинский район.
В 2010 году Ширинский район, третий раз подряд, занял 1-е место по итогам трудового соревнования по сельскохозяйственному производству среди всех районов Республики Хакассия. ООО «Джирим-Агро» занял 1-е место и ООО «Целинное»- 2ое место среди сельскохозяйственных предприятий Республики Хакасия.
Награждено почетными грамотами и ценными подарками министерства сельского хозяйства Российской Федерации, министерства сельского хозяйства Республики Хакасия, администрацией муниципального образования Ширинский район 120 тружеников села. 
II. Цели и задачи Программы
Целями Программы являются:
- устойчивое развитие сельского хозяйства на территории муниципального образования Ширинский район;
- сохранение и воспроизводство земельных ресурсов, используемых в сельскохозяйственном производстве;
- развитие приоритетных подотраслей сельского хозяйства.
Для достижения указанных целей необходимо решение основных задач по следующим направлениям:
- создание предпосылок для устойчивого развития сельского хозяйства;
- создание общих условий функционирования сельского хозяйства;
- обеспечение ускоренного развития приоритетных подотраслей сельского хозяйства;
- повышение финансовой устойчивости сельскохозяйственных предприятий муниципального образования Ширинский район.
В результате реализации Программы базовые показатели социально-экономического развития сельского хозяйства должны существенно улучшиться. 
Рост продукции сельского хозяйства в большей степени будет обеспечен за счет роста объемов производства в животноводстве, в результате наращивания генетического потенциала продуктивности животноводства и ускоренного создания соответствующей кормовой базы, внедрения новых технологий.
Положительное влияние на рост объемов производства продукции сельского хозяйства окажет увеличение инвестиций.
Основными условиями роста социально-экономического развития сельского хозяйства на 2011 год и на период до 2016 года являются:
- развитие направлений, определенных приоритетным национальным проектом "Развитие агропромышленного комплекса";
- ускоренный переход к использованию новых высокопроизводительных и ресурсосберегающих технологий;
- улучшение финансового положения сельскохозяйственных товаропроизводителей и их материально-технической базы;
- повышение платежеспособности сельскохозяйственных товаропроизводителей;
- повышение производительности труда на основе стимулирования к использованию современных технологий;
- создание условий сельскохозяйственным и другим товаропроизводителям агропромышленного комплекса для инвестирования в модернизацию и техническое перевооружение производства.
III.Перечень программных мероприятий
Устойчивое развитие сельского хозяйства
Одним из направлений устойчивого развития сельского хозяйства является повышение уровня и качества жизни сельского населения, которое включает в себя мероприятия по повышению уровня развития социальной инфраструктуры и инженерного обустройства сельских поселений, а также создание условий для улучшения демографической ситуации в сельской местности. Мероприятия по повышению уровня социальной инфраструктуры сельских поселений реализуются в рамках Федеральной целевой программы «Социальное развитие села», республиканской целевой программы «Развитие агропромышленного комплекса Республики Хакасия и социальной сферы на селе на 2010-2012 годы» и районной целевой программы «Улучшение жилищных условий молодых специалистов, молодых семей и граждан, проживающих в сельской местности на 2009-2011годы». 
Создание общих условий функционирования сельского хозяйства
Для эффективного функционирования сельского хозяйства необходимо осуществить мероприятия по созданию общих условий функционирования сельского хозяйства, в том числе по поддержанию почвенного плодородия.
Целями осуществления мероприятий по поддержанию почвенного плодородия являются сохранение и рациональное использование земель сельскохозяйственного назначения, а также создание условий для увеличения объемов производства высококачественной сельскохозяйственной продукции на основе восстановления и повышения плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения с использованием современных достижений науки и техники. Для этого необходимо систематическое воспроизводство и повышение природного плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения, охрана сельскохозяйственных угодий от ветровой эрозии и опустынивания, внесение минеральных удобрений и средств защиты растений.
Развитие растениеводства имеет стратегическое значение для региона в целом. Урожайность зерновых культур в среднем по Ширинскому району в 2012 - 2016 годах должна вырасти на 7,0 процентов по сравнению с аналогичным показателем за предшествующий период (2009 - 2011 годы) и достигнуть 23,0 центнера с гектара.
Развитие приоритетных подотраслей сельского хозяйства
Задачей развития приоритетных подотраслей сельского хозяйства является выравнивание возникших диспропорций в агропродовольственном секторе путем поддержки тех производств, которые имеют потенциальные преимущества на внутреннем рынке, но без поддержки не могут в полной мере реализовать этот потенциал. К таким производствам относятся производства с длительным инвестиционным циклом.
Меры поддержки животноводства в 2012 - 2016 годах направлены на стабилизацию маточного поголовья основных видов сельскохозяйственных животных, а также маточного поголовья в традиционных отраслях животноводства - табунном коневодстве, овцеводстве и мараловодстве Их развитие позволит сохранить традиционный уклад жизни и занятости сельского населения Ширинского района.
Увеличение производства животноводческой продукции к 2016 году планируется обеспечить на уровне 32,9 процента по отношению к 2010 году. Вместе с тем объем производства скота и птицы (в живом весе)по с/х предприятиям и КФХ к 2016 году предположительно достигнет 1,9 тыс. тонн. К 2016 году производство молока достигнет 12,0 тыс. тонн, что превысит уровень 2010 года на 48,0 процента. Для достижения поставленных целей необходимо увеличить производство высококачественной племенной продукции (материала) и ее реализацию на территории Ширинского района. Для развития традиционного животноводства коневодства и овцеводства необходимо стабилизировать поголовье мясных табунных лошадей и маточное поголовье овец в сельскохозяйственных организациях и крестьянских (фермерских) хозяйствах. 
Достижение финансовой устойчивости сельского хозяйства
В 2012 - 2016 годах аграрная политика муниципального образования будет исходить из необходимости сохранения льготного режима налогообложения сельскохозяйственного производства и проведения финансового оздоровления сельскохозяйственных товаропроизводителей в рамках Федерального закона от 9 июля 2002 года N 83-ФЗ "О финансовом оздоровлении сельскохозяйственных товаропроизводителей".
За период реализации настоящей Программы предполагается стабилизация финансового положения в сельском хозяйстве. Средняя рентабельность будет составлять 10 процентов, а доля убыточных хозяйств не должна превысить 30 процентов.
IV. Ресурсное обеспечение Программы
Общий объем финансирования Программы в 2012 - 2016 годах за счет средств районного бюджета составляет 32364 тыс. рублей, в том числе:
в 2012 году - 7829,0 тыс. рублей;
в 2013 году - 9535,0тыс.рублей;
в 2014 году - 5000,0тыс.рублей;
в 2015 году - 5000,0 тыс. рублей;
в 2016 году- 5000,0 тыс. рублей.
Распределение средств районного бюджета по мероприятиям Программы и годам ее реализации приведено в следующей таблице:
Тыс.рублей
| 
 
  | 
 Наименование мероприятий  | 
 всего  | 
 2012г  | 
 2013г  | 
 2014г  | 
 2015г  | 
 2016г  | 
| 
 1  | 
 Мероприятия по развитию растениеводства, в том числе  | 
 1015  | 
 -  | 
 100  | 
 305  | 
 305  | 
 305  | 
| 
 
  | 
 Субсидии на приобретение семян многолетних трав (в т.ч.донник)  | 
 -  | 
 -  | 
 -  | 
 -  | 
 -  | 
 -  | 
| 
 
  | 
 Субсидии на посевную площадь кукурузы, выращиваемой по зерновой технологии  | 
 -  | 
 -  | 
 -  | 
 -  | 
 -  | 
 -  | 
| 
 
  | 
 Субсидии на проведение апробации посевов с/х культур  | 
 790  | 
 -  | 
 100  | 
 230  | 
 230  | 
 230  | 
| 
 
  | 
 Предотвращение чрезвычайных ситуаций природного характера - Расходы на борьбу с особо опасными вредителями  | 
 225  | 
 -  | 
 -  | 
 75  | 
 75  | 
 75  | 
| 
 2  | 
 Мероприятия по развитию животноводства  | 
 15431  | 
 2691  | 
 4925  | 
 2605  | 
 2605  | 
 2605  | 
| 
 
  | 
 Субсидии на поддержку молочного скотоводства  | 
 2278  | 
 378  | 
 475  | 
 475  | 
 475  | 
 475  | 
| 
 
  | 
 Субсидии на поддержку мясного скотоводства  | 
 1100  | 
 275  | 
 -  | 
 275  | 
 275  | 
 275  | 
| 
 
  | 
 Субсидии на поддержку маточного поголовья племзаводов, племрепродукторов мясного направления продуктивности  | 
 2750  | 
 550  | 
 550  | 
 550  | 
 550  | 
 550  | 
| 
 
  | 
 Субсидии на поддержку овцеводства, в т.ч. на содержание маточного поголовья, субсидирование продажи молодняка овец  | 
 7070  | 
 400  | 
 3670  | 
 1000  | 
 1000  | 
 1000  | 
| 
 
  | 
 Субсидии на приобретение молодняка овец  | 
 -  | 
 -  | 
 -  | 
 -  | 
 -  | 
 -  | 
| 
 
  | 
 Субсидии на поддержку коневодства  | 
 1142  | 
 217  | 
 175  | 
 250  | 
 250  | 
 250  | 
| 
 
  | 
 Субсидии на поддержку мараловодства  | 
 1050  | 
 830  | 
 55  | 
 55  | 
 55  | 
 55  | 
| 
 
  | 
 Субсидии на поддержку свиноводства  | 
 41  | 
 41  | 
 -  | 
 -  | 
 -  | 
 -  | 
| 
 3  | 
 Субсидии на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученных в российских кредитных организациях в 2011, 2012, 2013, 2014, 2015 годах.  | 
 11163  | 
 4073  | 
 3550  | 
 1180  | 
 1180  | 
 1180  | 
| 
 4  | 
 Субсидии на поддержку товаропроизводителей, занимающихся переработкой животноводческой продукции.  | 
 192  | 
 12  | 
 -  | 
 60  | 
 60  | 
 60  | 
| 
 5  | 
 Прочие мероприятия, в том числе: проведение праздничных мероприятий посвященных дню работника сельского хозяйства, поощрение передовиков с/х производства, награждение передовых хозяйств, проведение конно- спортивных соревнований.  | 
 4563 
  | 
 1053 
  | 
 960  | 
 850  | 
 850  | 
 850  | 
| 
 
  | 
 ИТОГО ПО ПРОГРАММЕ  | 
 32364  | 
 7829  | 
 9535  | 
 5000  | 
 5000  | 
 5000  | 
V. Механизм реализации Программы
Главным распорядителем средств бюджета муниципального образования Ширинский район по финансированию агропромышленного комплекса является управление сельского хозяйства и землепользования администрации муниципального образования Ширинский район. Получателями субсидий являются действующие сельскохозяйственные товаропроизводители, крестьянские (фермерские) хозяйства.
Финансирование производится а пределах ассигнований, предусмотренных бюджетом муниципального образования Ширинский район на текущий год.
Все расчеты по начислению и выплате субсидий представляются в управление сельского хозяйства и землепользования администрации муниципального образования Ширинский район. 
На прочие мероприятия ассигнования предусмотрены на:
- проведение праздничных мероприятий посвященных дню работника сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности;
- на проведение итогов соревнования ко дню работника сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности;
- конно-спортивных соревнований, услуг автотранспорта;
- конкурсов профессионального мастерства работников сельского хозяйства;
- премирование коллективов-победителей по результатам взаимопроверок среди сельскохозяйственных предприятий;
- премирование руководителей коллективов-победителей сельскохозяйственных предприятий по результатам республиканского и районного трудового соревнования.
Денежные средства выделяются на основании положения об условиях соревнования работников агропромышленного комплекса, сметы расходов и положения на проведение конкурсов, положения и сметы расходов по взаимопроверкам среди сельскохозяйственных предприятий и конно-спортивным соревнованиям, утвержденных администрацией муниципального образования и комитетом профсоюзов работников агропромышленного комплекса, приказами руководителя управления сельского хозяйства, землепользования и экологии, постановлениями главы муниципального образования Ширинский район о премировании руководителей коллективов-победителей сельскохозяйственных предприятий и специалистов Управления сельского хозяйства, землепользования и экологии администрации муниципального образования Ширинский район по результатам республиканского и районного трудового соревнования, зачисляются на расчетные счета сельхозпредприятий или лицевой счет управления сельского хозяйства и выдаются по расчётно-платёжной ведомости. 
Отчет о расходовании денежных средств представляется в финансовое управление администрации муниципального образования Ширинский район.
VI. Оценка социально-экономической эффективности
Управление сельского хозяйства и землепользования администрации муниципального образования Ширинский район ежегодно готовит доклад о ходе и результатах реализации Программы. По каждому мероприятию анализируется выполнение намеченных задач, достижение запланированных показателей и эффективность использования бюджетных средств.
Важнейшие индикаторы реализации Программы приведены в следующей таблице:
| 
 Наименование мероприятий  | 
 Ед изм.  | 
 2012 г  | 
 2013 г  | 
 2014 г  | 
 2015 г  | 
 2016 г  | 
| 
 Посевная площадь зерновых культур  | 
 т.га  | 
 26,2  | 
 27,4  | 
 29,1  | 
 30,3  | 
 31,2  | 
| 
 Урожайность зерновых культур  | 
 ц/га  | 
 21,5  | 
 22,0  | 
 22,5  | 
 22,5  | 
 23,0  | 
| 
 Производство молока  | 
 т/тонн  | 
 9,1  | 
 9,7  | 
 10,4  | 
 11,2  | 
 12,0  | 
| 
 Производство мяса скота и птицы в живом весе по с/х предприятиям и КФХ  | 
 т/тонн  | 
 1,5  | 
 1,6  | 
 1,7  | 
 1,8  | 
 1,9  | 
| 
 Приобретение молодняка ягнят  | 
 тыс.гол.  | 
 1,1  | 
 1,2  | 
 1,3  | 
 1,4  | 
 1,5  | 
| 
 Маточное поголовье мясных коров по с/х предприятиям и КФХ  | 
 тыс.гол  | 
 2,6  | 
 2,9  | 
 3,1  | 
 3,2  | 
 3,3  | 
| 
 Маточное поголовье лошадей по с/х предприятиям и КФХ  | 
 тыс.гол  | 
 1,2  | 
 1,3  | 
 1,4  | 
 1,5  | 
 1,6  | 
| 
 Маточное поголовье овец по с/х предприятиям и КФХ  | 
 тыс.гол  | 
 10,0  | 
 12,3  | 
 14,0  | 
 15,1  | 
 16,4  | 
| 
 Маточное поголовье маралов по с/х предприятиям и КФХ  | 
 тыс.гол  | 
 0,2  | 
 0,3  | 
 0,3  | 
 0,4  | 
 0,5  | 
| 
 Маточное поголовье свиней по с/х предприятиям и КФХ  | 
 тыс.гол  | 
 0,24  | 
 0,25  | 
 0,26  | 
 0,27  | 
 0,28  | 




















